2025 год – 125-летие кафедры педиатрии ПСПбГМУ им. И. П. Павлова

SemenovaEVЗаведующий кафедрой педиатрии

Семенова Елена Владимировна, д.м.н

 

 

 

 

 

Контактная информация:

Тел.: +7 921 8646448; nephro-uro-kids@mail.ru

Отв. за учебную работу кафедры: Белозерцева Валентина Николаевна
Тел.: +7 921 8646448; val.belozer@yandex.ru

Отв. за научную работу: Смирнова Наталия Николаевна, профессор, д.м.н. 

Кафедра расположена

Основная база кафедры:

Детская клиническая больница №5 им. Н.Ф. Филатова, ул. Бухареcтcкая 134, 1 корпус, 3 этаж
Как добраться: м. Купчино, трамвай № 62 или 45 или м. Дунайская

ДГБ 5

Дополнительные базы кафедры:

СПб ГБУЗ Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса
Адрес: г. Санкт-Петербург, Греческий проспект, д. 2

Б ца Раухфуса

СПб ГБУЗ Консультативно-диагностический центр для детей
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича д. 36,корп. 2

КДЦ на О.Дундича

СПб ГБУЗ Детская городская больница им. Св.Марии Магдалины №2
Адрес: г. Санкт-Петербург, 1-ая линия ВО, д. 58, стр. 2

История кафедры педиатрии

Кафедра педиатрии ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова образована в 1900 году при Женском медицинском институте (ЖМИ). Подробнее

Цели и задачи, направления деятельности

Кафедра осуществляет учебную, воспитательную работу среди студентов и клинических ординаторов, проводит методическую и научно-исследовательскую работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Кафедра активно участвует в лечебной работе ДГКБ им. Н.Ф. Филатова и других лечебно-профилактических учреждений.

На кафедре проводятся занятия со студентами лечебного (4, 5 курс) и стоматологического факультета (3 курс), педиатрического факультета (3, 5 и 6 курс), иностранного факультета (4, 5 курс), включая обучение с помощью языка-посредника.

Постдипломное образование:

  • клиническая ординатура;
  • аспирантура;
  • циклы повышения квалификации для врачей-педиатров и ВОП


Содержание дисциплины, учебные программы

Основная дисциплина, преподаваемая на кафедре - «Педиатрия».

Цель изучения дисциплины – формирование у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков диагностики, лечебной тактики, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей раннего и старшего возраста и оказание неотложной помощи в зависимости от нозологии заболевания

Основные задачи :

  • ознакомление студентов с принципами организации и работы ЛПУ педиатрического профиля, профилактики внутрибольничных инфекций, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
  • ознакомление студентов с анатомо-физиологическими особенностями систем и органов здорового ребенка, нормальных темпов роста и развития (физического и психомоторного), особенностей иммунитета, метаболизма, гомеостаза детского организма;
  • ознакомление студентов с особенностями этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая изучение факторов, способствующих хронизации болезни и развития осложнений;
  • формирование у студентов навыков по освоению методик клинического обследования больных детей;
  • формирование умения применять необходимые для подтверждения диагноза клинические тесты, пробы и интерпретировать данные клинико-лабораторных методов исследования;
  • формирование у студентов навыков оказания экстренной и первой помощи детям и направления их в случае необходимости к соответствующим специалистам;


Обучение проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего  образования по направлению подготовки «Лечебное дело», 31.05.01, (уровень специалитета) утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 № 988 и учебным планом специальности «Лечебное дело», а также Федеральным государственным образовательным стандартом высшего  образования по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета)утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 № 984 и учебным планом специальности «Стоматология»; Федеральным государственным образовательным стандартом высшего  образования по направлению подготовки 31.05.02 Педиатрия  (уровень специалитета)утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 № 965 и учебным планом специальности «Педиатрия».

На кафедре разработаны рабочие программы дисциплин и практик.

Дисциплина «Педиатрия» для специальности «Лечебное дело» (4 и 5 курс) включает в себя следующие разделы:

  1. Общие вопросы педиатрии (лекции - 1ч.; практические занятия – 6ч.; самостоятельная работа – 4ч.)
  2. Пропедевтика детских болезней (лекции - 4ч.; практические занятия – 36ч.; самостоятельная работа – 18ч.)
  3. Заболевания детей раннего возраста (лекции - 14ч.; практические занятия – 58ч.; самостоятельная работа – 35ч.)
  4. Заболевания детей старшего возраста (лекции - 14ч.; практические занятия – 52ч.; самостоятельная работа – 35ч.)
  5. Избранные вопросы педиатрии (лекции - 7ч.; практические занятия – 24ч.; самостоятельная работа – 7ч.)

 

  • С целью оценки знаний и умений студентов на занятиях проводятся Самостоятельная курация больных
  • Написание клинической (4 курс) и академической (5 курс) истории болезни (самостоятельная работа студентов)
  • Контрольные работы (во время практических занятий)
  • Решение и обсуждение ситуационных задач (во время практических занятий)
  • Решение тестового контроля (во время практических занятий)
  • Самостоятельное написание реферата, подготовка презентации и выступление с докладом.
  • При проведении практических занятий широко практикуются клинические обходы и разборы больных, приемы имитации у студентов профессиональной деятельности при решении тестовых и ситуационных задач. При этом обсуждаются вопросы этиологии и патогенеза, наследственной отягощенности применительно к данному больному, индивидуального назначения лечения и реабилитации. Используя ранее полученные студентами знания, при клинических разборах преподаватель побуждает студентов самостоятельно рассуждать, активно искать ответ, вести дискуссию с товарищами по диагнозу, схемам лечения и прогнозу в отношении конкретного больного.

 

Оценивание качества усвоения дисциплины

Уровень знаний, качество подготовки к занятиям, активность студентов, посещение лекций оценивается в каждом семестре согласно бально-рейтинговой системе и напрямую связан с суммой баллов, набранных по всем предусмотренным учебным планом видам деятельности за семестр. Максимальная сумма баллов за семестр равна 60, а минимальная 36 балллам.

Накопленный рейтинг студента определяется из семестровых рейтингов путем их усреднения.

По итогам изучения дисциплины «Педиатрия» на кафедре проводится экзамен в виде собеседования по трем стандартизованным вопросам и решения практико-ориентированной ситуационной задачи с обоснованием клинического диагноза, определением тактики дальнейшего обследования и лечения больного.

Критерии оценивания преподавателем теоретической части зачета:

– соответствие содержания ответа вопросу, полнота раскрытия темы (оценка соответствия содержания ответа вопросу);
– умение проводить анализ прочитанной учебной и научной литературы, сопоставлять теорию и практику;
– логичность, последовательность изложения ответа;
– наличие собственного отношения обучающегося к теме;
– аргументированность, доказательность излагаемого материала.

Описание шкалы оценивания ответов на каждый из вопросов:

– от 0 до 2 баллов – неудовлетворительно;
– от 3 до 5 баллов – удовлетворительно;
– от 6 до 8 баллов – хорошо;
– от 9 до 10 баллов – отлично

  • Оценка «отлично» выставляется за ответ, в котором содержание соответствует теме или заданию, обучающийся глубоко и прочно усвоил учебный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, демонстрирует собственные суждения и размышления на заданную тему, делает соответствующие  выводы; умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, приводит материалы различных научных источников, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения  задания, показывает должный уровень сформированности компетенций.
  • Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если его ответ соответствует и раскрывает тему или задание, обучающийся показывает знание учебного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей при выполнении задания, правильно применяет теоретические положения при выполнения задания, владеет необходимыми навыками и приемами его выполнения, однако испытывает небольшие затруднения при формулировке собственного мнения, показывает должный уровень сформированности компетенций.
  • Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если его ответ в полной мере раскрывает тему/задание, обучающийся имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении учебного материала по заданию, его собственные суждения и размышления на заданную тему носят поверхностный характер.
  • Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если не раскрыта тема, содержание ответа не соответствует теме, обучающийся не обладает знаниями по значительной части учебного материала и не может грамотно изложить ответ на поставленное задание, не высказывает своего мнения по теме, допускает существенные ошибки, ответ выстроен непоследовательно, неаргументированно.

 

Критерии оценивания преподавателем практико-ориентированной части зачета:

– правильная постановка диагноза или нескольких диагнозов (в случае, если необходима дифференциальная диагностика между несколькими дерматозами) на основании описания имеющейся симптоматики;
– умение обосновать диагноз;
– умение проводить анализ прочитанной учебной и научной литературы, сопоставлять теорию и практику;
– логичность, последовательность изложения ответа;
– умение определить необходимый объем и выбрать методики клинико-лабораторного и инструментального обследования больного;
– умение оценить целесообразность системной терапии дерматоза и назначить необходимую общую терапию;
– умение выбрать формы и средства для наружной терапии дерматоза, соответствующие остроте и характеру воспалительных изменений кожи.

Описание шкалы оценивания решения ситуационной задачи:

– от 0 до 2 баллов (неудовлетворительно) – диагноз не поставлен или поставлен неправильно, тактика обследования и лечения не определены;
– от 3 до 5 баллов (удовлетворительно) – диагноз поставлен, но сформулирован неточно – без указания клинической формы, стадии, фазы процесса, обследование и лечение назначены не в полном объеме, не соответствуют описанной клинической ситуации;
– от 6 до 8 баллов (хорошо) – диагноз поставлен правильно, точно сформулирован по МКБ-10, имеются отдельные недочеты и неточности в планируемом обследовании и лечении больного;
– от 9 до 10 баллов (отлично) – диагноз поставлен правильно, полностью обоснован, точно сформулирован по МКБ-10, необходимое обследование и лечение назначены в полном объеме.

Итоговая оценка за зачет выставляется преподавателем в совокупности на основе оценивания результатов ответов на каждый из трех теоретических вопросов и решения практико-ориентированной ситуационной задачи (до 10 баллов за каждый вопрос и задачу).

Максимальное количество баллов за экзамен – 40, зачетное – 25 баллов. При наборе менее 25 баллов – зачет не сдан по причине недостаточного уровня знаний, студент направляется на пересдачу.

 Итоговый балл за дисциплину получается путем сложения усредненного балла за семестры и балла за экзамен.

Дисциплина «Педиатрия» для специальности «Стоматология» включает в себя следующие разделы:

п/п

Разделы (темы) дисциплины Количество часов Всего
Лекции ПЗ Самостоятельная работа (СРС)
1. История отечественной педиатрии и кафедры педиатрии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова. Особенности педиатрии как дисциплины. Стандарты наблюдения детей в детской поликлинике. Здоровый ребенок. Периоды детского возраста. 1 7 4 12
2. Вскармливание детей раннего возраста. Питание детей старшего возраста. 2 7 4 13
3. Дефицитные состояния у детей. 1 6 4 11
4. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 1 6 4 11
5. Заболевания сердечно-сосудистой системы у детей 1 6 4 11
6. Болезни почек у детей. 1 6 4 12
7. Заболевания крови у детей. 1 6 4 11
8. Неотложная помощь в педиатрии 3 4 7
9. Заболевания органов дыхания у детей 1 6 4 11
10. Зачет 6 6 12
Итого 12 54 42 108

Контроль за степенью усвоения знаний по педиатрии на стоматологическом факультете проводится в ходе практических занятий и в конце цикла в форме собеседования с преподавателем. Текущая проверка усвоения материала осуществляется методами тестового контроля, тестовых вопросов с пояснениями, алгоритмов диагностики и лечения. Собеседование со студентом происходит с использованием билетов, каждый из которых содержит два вопроса.

Итоговые знания студентов по дисциплине оцениваются согласно положению о бально-рейтинговой системе по 100-балльной шкале.

С 2024-25 года кафедра педиатрии преподает студентам педиатрического факультета:

  • учебную практику  по получению первичных профессиональных умений и навыков диагностического профиля (Врач неотложной помощи) на 6 курсе
  • производственную клиническую практику на должностях среднего медицинского персонала после 3 курса
  • научно-исследовательскую работу (НИР) у студентов 5 курса.


Учебная практика "Врач неотложной помощи"

Наименование темы (раздела) Контактная работа, академ. ч Самостоятельная работа Всего
Лекции Практические занятия
Детская поликлиника Структура и организация работы детской поликлиники. 2 4 1,5 7,5
Организация неотложной помощи детям в амбулаторных условиях. Работа врача кабинета неотложной помощи. Ведение медицинской документации. 6 12 1,5 19,5
Диагностика неотложных состояний в детском возрасте. 6 12 - 18
Оказание экстренной помощи при основных неотложных состояниях у детей. 6 12 - 18
ИТОГО 20 40+экз 9 3 72

 

На кафедре проводится обучение в клинической ординатуре.

Разработана и утверждена Основная ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ образовательная программа ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ направление подготовки 31.08.19 «ПЕДИАТРИЯ».

  • Обучение проводится по индивидуальным планам с учетом расписания занятий, обязательных для всех специальностей и пожеланий обучающихся
  • Семинары на кафедре для ординаторов
  • Обязательная промежуточная и итоговая аттестация
  • Занятия проводятся на основных базах кафедры и в других детских клиниках СПб, в том числе: ДГКБ № 2 Марии Магдалины (кардиология, нефрология), ДГКБ № 19 им. К.А.Раухфуса (пульмонология, эндокринология).

 

Циклы повышения квалификации :

Повышение квалификации в рамках непрерывного медицинского образования по специальности «Педиатрия» : «Актуальные вопросы аллергологии и ревматологии в практике педиатра» — 36 часов

Повышение квалификации  по специальности «Педиатрия» : «Избранные вопросы педиатрии» — 144 часа.

Повышение квалификации в рамках непрерывного медицинского образования по специальности «Педиатрия»: «Избранные вопросы педиатрии» —36 часов.

Повышение квалификации в рамках непрерывного медицинского образования по специальности «Педиатрия», «Пульмонология», «Детская кардиология»: «Избранные вопросы детской кардиологии и пульмонологии» —36 часов.

В помощь педиатрам и семейным врачам издан карманный справочник «Педиатрия для семейного врача». / Н.Н. Смирнова, В.Н. Белозерцева, Н.Д. Сорока. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. - 71 с.

Научная деятельность

Основные направления научных исследований кафедры педиатрии :

  • пульмонология
  • нефрология
  • гематология
  • иммунология

 

В фокусе научных интересов кафедры находится нарушение липидного обмена у детей.  Ведется работа над изучением связи инсулинорезистентности и антропометрических показателей, ассоциаций содержания адипокинов, липидного спектра, белковых фракций с кардиоваскулярными нарушениями и поражением органов-мишеней у детей.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины «Педиатрия»-2025

Студенческое научное общество

Уже более века на кафедре существует студенческое научное общество.

ZestyannikovaС 2010 г. студенческое научное общество кафедры возглавляет доцент, к.м.н Жестянникова Елена Ивановна.

e-mail: elena-010@yandex.ru

В студенческом научном кружке при кафедре педиатрии лечебного факультета постоянно занимаются от 7 до 15 человек – студенты лечебного и педиатрического факультета. Занятия в СНО проводятся регулярно 1 раз в месяц. Часто проходят объединенные занятия кафедры педиатрии и кафедры детских болезней с курсом неонатологии (заведующий кафедрой – профессор А.С.Симаходский). Студенты нашей кафедры активно участвуют в работе молодежных научных конференций. Сотрудники кафедры педиатрии традиционно составляют жюри педиатрической секции и участвуют в редактировании молодежных сборников. Подробнее о СНО

Расписание заседаний СНО на 2024-2025 уч.год

Сотрудники кафедры

Семенова Елена Владимировна- зав. кафедрой, д.м.н.
Сертификаты: педиатрия, гематология, детская онкология, трансфузиология;
Стаж работы по специальности 28 лет, педагогический 22 года;

Смирнова Наталия Николаевна –  д.м.н., профессор
Сертификаты: педиатрия, нефрология; пульмонология; педагогика;
Стаж работы по специальности - 50 лет; педагогический 45 лет;

Белозерцева Валентина Николаевна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 45 лет; педагогический 45 лет;

Куприенко Наталья Борисовна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности – 31 год; педагогический 26 лет;

Афончикова Ольга Леонардовна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 29 лет; педагогический 21 год;

Суковатова Ольга Викторовна- доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 29 лет; педагогический 24 года;

Белякова Алла Васильевна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика, неврология;
Стаж работы по специальности - 36 лет; педагогический 25 лет;

Печиборщ Александр Зиновьевич – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 42 года; педагогический 37 лет;

Жестянникова Елена Ивановна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, нефрология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 35 лет; педагогический 25 лет;

Клочко Лидия Алексеевна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, нефрология, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 42 года; педагогический 37 лет;

Никольская Татьяна Ивановна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия. Пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 36 лет; педагогический 23 года;

Сорока Наталья Дмитриевна – доцент, к.м.н., главный внештатный детский пульмонолог Санкт-Петербурга
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 46 лет; педагогический 40 лет;

Шишкина Маргарита Ивановна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 36 лет; педагогический 29 лет;

Никольский Михаил Андреевич – ассистент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика;
Стаж работы по специальности - 20 лет; педагогический 14 лет;

Светлова Зоя Викторовна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, педагогика;
Стаж работы по специальности - 23 года; педагогический 15 лет;

Лалаян Татьяна Николаевна – ассистент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, педагогика;
Стаж работы по специальности - 20 лет; педагогический 14 лет;

Лаберко Александра Леонидовна - ассистент, д.м.н.
Сертификаты: педиатрия, гематология, иммунология и аллергология;
Стаж работы по специальности- 10 лет, педагогический - 1 год;

Грищенко Татьяна Валерьевна - ассистент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, гематология, детская онкология;
Стаж по специальности: 25 лет, педагогический - 5 лет;

Рахманова Жемал Зарифовна - ассистент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, гематология, детская онкология;
Стаж по специальности: 6 лет, педагогический - 1 год;

Зарубина Галина Михайловна – старший лаборант
Сертификаты: преподаватель 1 кв. категории;
Стаж работы: 53 года;